52 года назад произошла ужасная авария, которая почти привела к закрытию НАСА и отмене космической программы США — трагедия Аполлона 1. Цель этой миссии, официально называемой AS-204, была очень проста; проверить на низкой орбите Земли те устройства и технологии, которые в конечном итоге доставят человека на Луну.
21 марта 1966 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) объявило имена членов экипажа, участников миссии: Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи и Эдвард Уайт. Запуск полета был запланирован на 21 февраля 1967 года, но миссия никогда не взошла на орбиту Земли.
Трагедия Аполлона 1 произошла вскоре после того, как астронавты, экипированные в скафандры, взошли на борт капсулы. Они закрепили дверь для создания давления в капсуле, уселись в сиденья и защелкнули ремни безопасности.
Специалисты планировали смоделировать запуск, но из-за серьезных сбоев в системах связи тест был продлен до позднего вечера. Когда часы показывали 6:20 во второй половине дня, им наконец удалось решить проблему с радио. Экипаж приступил к отработке программы, ученые к наблюдению, как вдруг раздался крик;
«Огонь!»
Как раз в 6:30 дня с секундами, согласно официальному сообщению НАСА, по радио прозвучал крик «огонь!». Через пару секунд отчаянный голос из капсулы крикнул; «в салоне огонь». После минуты молчания эта линия радио была наполнена криками, которые трудно было понять.
«Я сообщаю об интенсивном пожаре, я ухожу», «У нас серьезный огонь, мы собираемся уходить, мы горим». Затем раздался ужасающий крик, за которым последовало абсолютное молчание, известное как трагедия Аполлона 1, пожар на борту.
Ни одному из троих членов экипажа не удалось выбраться из капсулы и спастись. Кабина была запрограммирована на открытие исключительно тогда, когда давление на судне было равно или меньше, чем снаружи (чтобы предотвратить открытие в космосе).
По иронии судьбы, в испытаниях на капсулу оказывалось больше давления, чем снаружи. Через минуту после первого предупреждения, в 6:31 вечера, вспышки огня вырвались наружу.
Прошло еще пять минут, прежде чем спасательная команда смогла открыть капсулу, и внутри кабины обнаружилась апокалиптическая сцена; три астронавта были полностью обуглены, их тела сплавились с кусочками расплавленных компонентов капсулы. Извлечение тел заняло более полутора часов. Кабину Аполлон 1 пожар изуродовал даже снаружи.
Причины трагедии Аполлона 1.
Скудная подготовка полигона к чрезвычайной ситуации такого рода оказалась смертельной ловушкой. Никто не думал, что симуляция представляет какую-либо опасность и Аполлон 1 пожар сожрет изнутри. Три части люка как говорят были вовлечены в трагедию;
Крышка внешнего люка служила защитным щитом и предохраняла модуль от аэродинамического нагрева.
Шарнирный внешний люк, который был частью теплового щита самого корабля.
Наконец съемная внутренняя часть, расположенная прямо в центре салона.
Ни одна из этих частей не могла быть открыта из-за высокого давления внутри кабины во время пожара на Аполлон 1.
Экипаж «Аполлона-1» умер от остановки сердца, вызванной высокой концентрацией окиси углерода, согласно результатам вскрытия. Было сказано, что ожоги третьей степени, перенесенные астронавтами, не были важным фактором, поскольку это произошло уже после смерти. Применяемые нейлоновые материалы в конечном итоге расплавились и буквально «сплавили» с людьми и сиденьями.
По-видимому, пожар возник из-за короткого замыкания и быстро распространился из-за огромного количества горючего материала Аполлона 1, что усугублялось высоким атмосферным давлением и подачей чистого кислорода. Плановое пилотируемое моделирование имело решающее значение для определения способности корабля работать самостоятельно после удаления всех внешних кабелей. Оно же стало решительным фактором в определении всей космической программы США.
НАСА на краю пропасти.
После аварии пресса транслировала встречу между членами «Аполлона-1» и Джозефом Ф. Ши, тогдашним главой программного отдела космического корабля «Аполлон». Во время этой встречи, в августе 1966 года, космонавты выразили озабоченность по поводу большого количества горючего материала внутри кабины.
- История космоса; Глеб Максимов, первая попытка в освоении Марса.
Через три дня после трагедии директор по операциям НАСА выступил с официальным заявлением о сжатых сроках и отказе видеть проблемы, что и привело к трагедии; «У каждого элемента программы были проблемы, и у нас они тоже были». Скандал был ужасным, и во время вмешательств конгрессменов в расследование рекомендации не заставили ждать окончательного закрытия НАСА.
Агентство выжило благодаря энтузиазму Линдона Б. Джонсона, который пообещал выполнить обещание своего предшественника Джона Кеннеди доставить человека на Луну. Миссия была указана в качестве третьей части программы «Аполлон», которая уже успешно отправила беспилотные AS-201, AS-202 и AS-203, две из которых с космическими кораблями.
По просьбе вдов, миссия AS-204 была переименована в Аполлон 1 в честь погибшего экипажа. Беспилотный тест ракеты «Сатурн-V» в ноябре 1967 года будет называться «Аполлон-4».
>Никто не думал, что симуляция представляет какую-либо опасность
За две недели до этой трагедии в атмосфере кислорода насмерть сгорели два испытателя. Только-что два трупа и никто не думал ?
Как-раз таки и думал. Не мог не думать.
И возможно воскликнул «Бинго ! Это-же прекрасный способ избавиться от Гриссома». Пожар начался в 4-х килограммах промасленной ветоши, кем-то оставленной под креслом Гриссома. Так-что растопка была заботливо подготовлена. Ну и чистый кислород при давлении, даже не атмосферном, а выше атмосферного. Выше атмосферного чтобы люк открывающийся внутрь открыть не смогли. Для этого как раз перед испытанием он был передал чтобы открывался внутрь. Ну и опять-таки в чистом кислороде при атмосферном давлении горит даже железо и сталь. А тут выше атмосферного, т.е. гори вообще все !