Застывшие исполины острова Пасхи.

Первые европейские мореходы, высадившиеся в начале XVIII века на острове Пасхи, были изумлены открывшимся видом….


Первые европейские мореходы, высадившиеся в начале XVIII века на острове Пасхи, были изумлены открывшимся видом. На этом крохотном кусочке суши, находящемся в 3600 километрах от побережья Чили, они увидели сотни немыслимо огромных статуй, замерших на территории острова. Весь горный массив был полностью перекорежен, а вулканические каменные породы изрезаны как масло. Десятки тысяч тонн массивных скал лежали в тех местах, где их никто не смог бы обработать.

Статуи моаи - сказочные богатыри острова Пасхи

Статуи моаи — сказочные богатыри острова Пасхи

Сотни гигантских фигур 10- и 20-метровой высоты, весом до 50 тонн, с вызовом «смотрят» сегодня на каждого, сюда входящего. Они напоминают роботов, которые словно бы ждут, когда их вновь запустят в эксплуатацию. Некоторые люди ошибочно полагают, что взор статуй направлен на океан, но это не верно. На самом деле исполины «смотрят» вглубь острова.

Первоначально на головах этих колоссов предполагались еще и шляпы, однако они навряд ли помогли бы объяснить загадочное происхождение статуй. Каменная шляпа весом в 10 тонн была найдена совершенно в другом месте, чем «тело». — Совершенно непонятно как шляпу водружали на голову владельца.

Каменные статуи Пасхи

Каменные статуи Пасхи

У некоторых из этих исполинов были обнаружены деревянные таблички, исписанные весьма необычными иероглифами. Сегодня в музеях мира наберется не более 10 штук подобных табличек, а на тех, что еще сохранились, уже давно нельзя расшифровать никаких надписей.

Исследования Тура Хейердала, посвященные великанам острова Пасхи, дали наглядное представление о трех различных культурных периодах, самый древний из которых оказывается наиболее замечательным. Остатки древесного угля, обнаруженные Хейердалом, ученый датировал 400 годом н.эры. Ничто, правда, не указывало на то, имеют ли кострища и найденные останки какое-либо отношение к каменным великанам.

На скалах и краях кратеров Хейердал нашел сотни недоделанных статуй и тысячи каменных инструментов: простейшие каменные топоры и тесаки. Инструмент лежал так, словно бы работу прервали по каким-то ужасным причинам.

Остров Пасхи расположен на значительном удалении от континентов и цивилизаций. Островитяне верят в Луну и звезды куда больше, чем в любой другой стране мира. На острове, небольшом пятнышке вулканитовой породы, не растет никаких деревьев. Наиболее популярное объяснение — каменных великанов доставляли на деревянных «катках», хотя в это совершено не вериться.

Сегодня на острове Пасхи проживает несколько сотен туземцев. Судоходство, благодаря которому каменотесам доставляли бы пищу и одежду, в те древние времена вряд ли было вообще представимо. Итак, кто же все-таки вырезал статуи из скал, кто обрабатывал их и доставлял на место? Как транспортировали гигантские скульптуры по камням и расселинам? Как обрабатывали, полировали и устанавливали статуи? А шляпы и вовсе привозились из другой каменоломни, не из той, где добывали материал для создания фигур исполинов.

Если фантазия еще как-то способна вообразить на территории Древнего Египта работу армии людей в полном соответствии с методом «взяли и понесли», то на острове Пасхи фантазии разгуляться просто негде, территория мала.

2000 человек ни в коем разе не хватило бы — даже если бы они работали день и ночь напролет, — для того чтобы примитивнейшими инструментами из высокопрочных вулканических пород создать статуи колоссов. Потому что часть населения, как ни крути, должна была заниматься скромненьким сельским хозяйством и таким же скромненьким рыболовством, а парочка десятков людей должна была прясть ткани и вить канаты.

Ожидая возвращения хозяев (остр. Пасхи)

Ожидая возвращения хозяев (остр. Пасхи)

Нет, 2000 человек с подобными статуями исполинов явно бы не справились. А более многочисленное народонаселение на маленьком острове Пасхи просто немыслимо. Значит, кто-то другой занимался данной работой? Почему статуи окружают остров на наружной его границе, а не внутри? Для какого культа они предназначались?

Остров Пасхи, земля людей-птиц.

К великому сожалению, и на этом маленьком клочке земли первые западные миссионеры тоже внесли свою посильную лепту в то, чтобы тьма времен стала еще темнее: они сожгли таблички с иероглифическими надписями, запретили древние культы богов и уничтожили сказания о них. Но как бы основательно и рьяно «господа» ни брались за дело, они не смогли помешать туземцам и по сей день называть свой остров «Землей людей-птиц».

Устно передаваемые легенды свидетельствуют о том, что в древние-предревние времена крылатые люди приземлились на острове и зажгли огонь. Легенда нашла свое подтверждение в скульптуре крылатого существа с огромными, неподвижными глазами.

Поневоле напрашивается идея о взаимосвязи острова Пасхи и Тиауанако. Там точно так же, как и здесь, мы видим каменных исполинов, относящихся к тому же художественному стилю. Высокомерные лица со стоическим выражением просто идеально подходят могучим фигурам обоих памятников.

Когда Франсиско Пизарро в 1532 г. спросил у инков о Тиауанако, они сказали ему, что ни один из живших на Земле людей не видел этот город иначе чем в руинах, потому что Тиауанако был построен в «ночи человечества». В сказаниях остров Пасхи называется «пупом Вселенной». Расстояние от Тиауанако до острова Пасхи составляет свыше 5000 километров. Каким неведомым образом культура одного мира могла быть примером культурных образчиков в другой точке мира?

исполин Тиауанако

исполин Тиауанако

Возможно, здесь нам сможет помочь праинкская мифология: в ней старый-престарый бог-Творец Виракоча был назван самым древним и самым первичным божеством. Согласно легендам, Виракоча создал мир, когда тот находился во тьме и не было Солнца. Творец вытесал из камня род исполинов, и когда они ему «разонравились» и надоели, бросил их в гигантскую реку. Затем повелел, чтобы над озером Титикака взошли Солнце и Луна, таким образом, добыв для Земли свет.

В своем следующем шаге он слепил в Тиауанако фигурки человека и зверя из глины и вдохнул в них жизнь. После этого обучал созданные им живые существа языку, традициям и искусствам, чтобы в конечном итоге некоторые из его творений на крыльях переместились на различные континенты. По выполнению столь ответственной работы бог Виракоча с двумя своими помощниками отправился с обходом по многим землям и странам. Бог самолично решил проверить, как выполняются его указания и к каким результатам их исполнение приводит.

В одежде старика Виракоча перешел через Анды и странствовал по побережью, иногда встречая весьма негостеприимный прием. Однажды в Каха подобная встреча столь его раздосадовала, что он, преисполнившись ярости зажег гору, и та начала выжигать всю землю. Но когда неблагодарный народ «осознал свою вину» и взмолился о прощении, Виракоча моментально потушил пламя. Затем Творец отправился дальше, раздавая ценные указания и советы, и многие храмы были воздвигнуты в его честь. В прибрежной провинции Манта он решил наконец со всеми попрощаться и, вскочив на волну, исчез в океане, предварительно пообещав вернуться.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *